Думаю, прошло прилично времени. Купившие Пандарию уже успели оценить ее. Поговорим о том, что удалось и какие в целом впечатления от аддона. Как вы можете помнить, практически во всех обзорах я положительно отзывался об Mists of Pandaria. И от мнения своего отказываться не буду: торт.
В Катаклизме Близзард сделали ставку на новых игроков. Для них проводилась колоссальная переработка старого контента. Но, как показала практика, подход не оправдал ожидания. Новички в 2011 году уже не те, что были в 2004. Одними Смертокрылами (кстати, кто это?) их в игру не заманишь. А вот старички, утомленные нехваткой контента, начали уходить и в итоге -1.5 миллиона.
В Пандарии лицом повернулись уже к ветеранам, учтя множество предложений и дав множество занятий. В самом деле, сейчас, во время дичайшей конкуренции ММО-проектов, привести кого-то в World of Warcraft путем ТВ-рекламы или красочных постеров вряд ли можно. Рекомендации же друзей — другое дело.
Конечно, роста числа подписчиков до заоблачных высот мы не увидим, возможно, будет даже падение. Но как говаривала Королева, иногда нужно бежать изо всех сил, чтобы просто оставаться на месте. World of Warcraft — мощный источник денег для Близзард и так просто ему утонуть не дадут. Это видно.
В принципе, я все это прекрасно осознавал еще на старте беты. Знаете, игрока-ветерана, прошедшего путь от Классика до Катаклизма, от хардкорного рейдера до вполне себе казуала, трудно удивить. У Близзард и не стояло такой цели. Цель была — сделать проект, который заставит проводить время в игре.
У них получилось.
Тут можно провести аналогию с Героями, ДоТой, КСом и чем там еще занимаются день ото дня в клубах и сетевых играх? Люди играют каждый день в одно и то же. И не устают. В ММОРПГ подобное реализовать затруднительно, но все же:
- Битвы петов — пожиратель времени. Покемоны увлекают намертво. И, как я могу судить по своим полетам к мастерам боевых питомцев, приличное количество игроков не качается вообще, а лишь прокачивает своих любимцев.
- Режимы испытаний — битва за ладдер. Разве не это заставляло игроков в Диабло и в Варкрафт 3 проводить многие часы в игре, оттачивая мастерство? Глобальный рейтинг — отличное решение, хардкорщикам все равно, они редко страдают желанием покрасоваться. Но про-игроки средней руки любят видеть себя на высоких позициях.
- Кросс-серверное ВСЕ — качай кого угодно и сколько угодно раз. Пусть даже это будет гномка с розовыми волосами, ей доступен тот самый Зулианский тигр, которого я выбил Кувалдычем=)
- И в таком духе.
Я довольно часто вижу в чате фразы «Пандария за№;%ла» и «Панды отстой». В Катаклизме подобных реплик не было, зато мы помним, чем все закончилось=). В Пандарии люди ожидали увидеть вау-контент. Между тем цель Близзард создать контент, который позволит ежедневно заходить в игру и проводить там время. С открытием доступа к Поиску рейдов, с введением в перспективе соло-подземелий (опять же ладдер) проводить время можно будет куда большим количеством способов.
Таким образом, Пандария в моем понимании удалась на славу. Если цифры покажут, что отток подписчиков сократился, значит все сделано правильно. Но даже если нет… именно таким бы я хотел видеть конец WoW: куча контента, который не устаревает.
А каково ваше мнение об аддоне? Он разочаровал вас или наоборот вдохновил? Чего вы ждали, но не получили? Пандария — торт?
✔