БРАК В РЕГИСТРАЦИИ

БРАК В РЕГИСТРАЦИИ

По информации с разных регионов страны, начались сбои поставок отечественных медицинских изделий в лечебно-профилактические учреждения…

style="margin-bottom: 0. 0001pt; text-align: center; text-indent: 14. 2pt; line-height: 13pt;">Как создать дефицит

…Причем в списке этих изделий есть очень нужные и важные, к примеру, в области борьбы с внутрибольничными инфекциями. Из-за этого медучреждениям грозят серьезнейшие последствия. И дело не в каких-то сиюминутных международных явлениях, если кивать на существующие санкции. Речь идет о прекращении поставок отечественной продукции, и началось это задолго до санкций. Притом, что заводы по выпуску медицинской продукции продолжают исправно работать. Пока исправно - без отгрузок кризисные явления начнутся и в медицинской промышленности.

Что происходит?

С одной точки зрения – ничего особенного: обновилась система регистрации медицинских изделий. А вот точка зрения с сайта уполномоченного по правам предпринимателей:

«В настоящее время вся система допуска (государственной регистрации) медицинских изделий на российский рынок находится фактически в коллапсе. Всего за 2013 год по новым правилам было выдано 38 регистрационных удостоверений (в 2010-2012 гг. от 5 до 7 тыс. ), то есть количество ежегодно регистрируемых в России медицинских изделий сократилось более чем в 100 раз. Сроки регистрации увеличились в три раза и составляют для самых простых медицинских изделий (хирургическая одежда и белье) около 8 месяцев, для сложных – намного больше. Полная стоимость госрегистрации одного изделия составляет не менее 500 тысяч рублей.

Коллапс вызван Постановлением Правительства №1416, согласно которому: для всех изделий вне зависимости от потенциального риска применения вводится «двухэтапная» экспертиза (на нее отправляются даже бахилы, прикроватные тумбочки или деревянные шпатели); количество экспертных организаций сократилось с четырех до двух (нагрузка на каждую из них увеличилась в 8 раз)…».

Долгая дорога по этажам одного здания

Уже понятно: новинок можно не ждать. И не то, чтобы новинок: усовершенствование изделий влечет за собой такой же марафон регистрации. Вот образец из переписки задействованных в регистрации госучреждений между собой.

Письмо из РОСЗДРАВНАДЗОРА в ФГБУ «ЦМИКЭЭ Росздравнадзора». Почтовый адрес у обеих организаций совпадает. «Государственное задание на проведение экспертизы медицинского изделия (I этап). В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27. 12. 2012 №1416 «Об утверждении Правил регистрации медицинских изделий» Росздравнадзор направляет для проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности комплект документов на изделие «Емкости-контейнеры полимерные для химической дезинфекции, стерилизации и предстерилизационной обработки медицинских изделий…». По результатам экспертизы заявления о регистрации и документов… представить заключение о возможности/невозможности клинических испытаний медицинского изделия».

Преамбула такова: изготовитель, изучив спрос, решил сделать стерилизуемыми серийно изготавливаемые миллионными тиражами полимерные медицинские контейнеры, то есть отливать их из другого материала, из которого уже изготавливает ряд подобных изделий. Есть и отечественные аналоги на рынке, но – обратите внимание: это только Первый этап регистрации и - полная ВОЗМОЖНОСТЬ заключения о НЕВОЗМОЖНОСТИ клинических испытаний этой «новинки».

Гладко было на… овраге, да забыли про бумаги

Пусть так – всегда новое с трудом пробивает себе дорогу. Но в дефиците оказалась серийная продукция медпрома, и ЛПУ, противореча сегодняшним лозунгам «покупаем только российское», уже ищут импортные замены и так невеликому перечню своего, отечественного.

Перерегистрация серийных медицинских изделий по новым Правилам не только не менее сложна: ее слишком мягко описать даже словами «кошмарить бизнес». Постановление правительства №1416 не охватило своим действием серийно выпускаемые медицинской промышленностью медизделия, срок регистрационных удостоверений которых заканчивался с 01. 01. 2013 г. В результате предприятия, с чего и началась статья, вынуждены останавливать серийное производство и повторно проводить процедуру регистрации этих медизделий как новых, т. е. проходить весь комплекс испытаний – технических, токсикологических, клинических. Это дорогостоящая и длительная процедура, которая уже привела к снижению объемов выпуска медицинских изделий.

Кроме этого указанное выше постановление и ряд выпущенных позднее Росздравнадзором нормативных актов были введены без подготовительного периода, непродуманно. Предприятия не были оповещены о конкретных требованиях, как оформления, так и содержания. В результате - многочисленные отказы на разных этапах регистрации.

На этапе экспертной оценки качества, эффективности, безопасности медицинских изделий Росздравнадзором постоянно изменяются и ужесточаются требования, не предоставляется возможность устранения замечаний в соответствии с п. 21 постановления № 1416. Нет процедуры обжалования экспертной оценки. В результате предприятиям приходится начинать процедуру регистрации с начала, с большой потерей времени и повторной оплатой значительных сумм госпошлины.

Кроме этого, некоторые требования к документации на медицинские изделия, выдвигаемые экспертами ФГБУ « Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» могут привести к приостановке выпуска продукции, даже уже после получения регистрационного удостоверения.

Например, впервые появилось требование введения в Технические условия перечня используемых материалов в медицинских изделиях, в результате при каждом изменении материала необходимо проходить процедуру изменения досье по полной процедуре регистрации согласно п. 55 постановления №1416.

То же самое требование относится к эксплуатационной документации: руководству по эксплуатации, медицинской инструкции. Необходимость изменения этих документов возникает у предприятий очень часто (улучшения, уточнения и др. ). Проходить каждый раз полную процедуру регистрации по совокупности этих требований для предприятий будет почти невозможно хотя бы по простой причине – службы РОСЗДРАВНАДЗОРА и две оставшиеся экспертные организации не «потянут» такой объем работы.

И, как «контрольные выстрелы» со стороны государства в деле регистрации медицинских изделий:

1. Список требований окончательно не сформирован

2. Требования не зависят от степени риска медицинских изделий

3. (Суммируя эти два пункта) – получается, что у экспертов нет общего руководства к действию, и, следовательно, появляется момент субъективизма.

Есть ли шансы выжить у медицинской промышленности в такой ситуации?

Вопросы регистрации медицинских изделий обсуждал Президиум Всероссийского общественного Совета медицинской промышленности, где государственную регистрацию медицинских изделий предложили заменить обязательной сертификацией.

В августе этого года Российский союз промышленников и предпринимателей и Минпромторг России провели заседание, на котором, в частности, обсуждался рассматриваемый Государственной Думой проект ФЗ «О внесении изменений в главу 25. 3 части второй Налогового кодекса РФ», предусматривающий повышение размеров государственных пошлин за проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, что сделает производство в некоторых областях (например, диагностика in vitro) нерентабельным.

Обратили внимание участники Заседания и на отсутствие в Правилах регистрации важного, тавтология тут кстати, правила - установления процедуры регистрации медицинских изделий в зависимости от класса риска, как это принято в Европейском Союзе.

Но самые нужные, пожалуй, слова прозвучали на шестом Всероссийском съезде работников медицинской промышленности, который прошел в марте этого года:

«Переориентация здравоохранения на продукцию отечественного производства позволит ежегодно экономить (на закупках и за счет налоговых поступлений) десятки миллиардов рублей. Такая перспектива может быть реализована, если удастся осуществить меры государственной поддержки отрасли, предложенные профессиональными общественными организациями, решить вопросы нормативно-правового регулирования обращения медицинской продукции и устранить административные барьеры, мешающие развитию производства лекарственных средств и медицинских изделий. Именно из-за этих барьеров по-прежнему темпы роста импорта медицинской продукции более чем в два раза превышают темпы роста её производства в России».

Лучше не сказать. Лучше так сделать.

По материалам Росздравнадзора, РСПП, Минпромторга,

с сайта уполномоченного по правам предпринимателей




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: