Пойдем в баню? История гигиены
Знаете ли вы, что гигиеническая привычка когда-то была частью обвинительного заключения, а приговор по такому делу мог лишить жизни?
Ты шубки беличьи носила, Кожи крокодила, Все полковникам стелила, Ноги на ночь мыла, Мир блатной совсем забыла И перо за это получай.
Представляете, мыть ноги на ночь — не только выход за рамки привычного, это как бы уход в другую жизнь. Можно сказать, в жизнь более высокого уровня. И это не ирония. Для многих людей это действительно так (имеется в виду не только мытье ног). А если вернуться в относительно недалекое прошлое, то привитие массам гигиенических привычек было суровой необходимостью.
«Санпросвет» — санитарное просвещение. Была такая организация, она после долгого перерыва снова начала действовать. Когда она родилась — широкой публике неизвестно, да это и не очень важно. Надо думать, что было совсем не лишне нести в массы санитарную культуру. Особенно после эпидемий холеры и сифилиса. Кажется, у В. Вересаева есть рассказ «На холере», в котором натуралистически, в подробностях описана антисанитария крестьянского быта начала двадцатого века. Это — в России. И не надо думать, что в Европе всегда и все было культурно и опрятно: пишут, что в Лувре до 18 века можно было в коридорах наткнуться на все, что угодно. Так что санитарное просвещение нужно всем народам, всем людям.
Как это делалось? Естественно, устная пропаганда. Врачи читали лекции о всяких неприятностях, причина которых — грязь. Продолжение этого — меры физического воздействия и юридического обеспечения. Прежде всего, санитарные книжки работников общепита, магазинов, детских учреждений. Обязательное обследование в вендиспансерах перед выездом в санатории. Юридическая ответственность за распространение опасных заболеваний. И отголоски этих мер — санитары в школах, которые с невероятным усердием проверяли чистоту рук и состояние ногтей!
Кроме этого, была наглядная пропаганда — плакаты, открытки. Во всех вендиспансерах висел плакат (может быть, висит до сих пор?) «Поцелуй передает сифилис!». Во всех столовых — «Руки мой перед едой!». Ни разу не приходилось видеть воочию плакат «Иди в баню после работы!». Судя по черноте изображенного на ней персонажа, находится он, должно быть, в шахте.
Плакатов было великое множество. Вероятно, у кого-то в коллекциях они есть во всей полноте. Но из того, что удалось добыть в Сети, наибольшее место занимает проблема детского здоровья. Видимо, детская смертность была катастрофически велика, поэтому появился плакат: «Полно в консультациях — пусто на детских кладбищах!».
Не могу сказать, что сегодня надобность в санитарном просвещении отпала. Ничуть. Человеческая лень беспредельна. И даже если известно, что надо помыть руки перед едой, это вовсе не значит, что руки будут вымыты. Если хорошо известно, что надо чистить зубы, они могут остаться нечищенными. И это проблемы не только детей, но и взрослых. Я уж не говорю о грязных носках. И о заношенных домашних тапочках.
Часть проблемы не выходит за пределы дома, квартиры. Грязь дома вполне может быть причиной заболевания. Именно этому посвящен плакат «Санпросвета», которому очень хочется дать собственное имя — «Очумелый». Текст плаката: «Следите за чистотой в чуме, ежедневно подметайте пол, обрызгав его водой. Чаще чистите доски пола ножом. Не надо плевать на пол». Я буквально очумел, узнав, что в чуме есть дощатый пол. В обычном варианте пол в чуме земляной, покрытый шкурами. И тогда все рекомендации Санпросвета повисают в воздухе.
Привить чистоту — не такая простая вещь, как кажется. Ежедневные напоминания о том, что надо менять одежду на домашнюю, когда возвращаешься с улицы домой, что надо каждый раз при этом мыть руки — какая скука! А что делать? Исследования в Армии обороны Израиля показали, что при шестикратном мытье рук в сутки количество простудных заболеваний снизилось вдвое.
А вот что касается санитарной безопасности в общественных местах — это посложнее. Я не говорю о том, что все кашляют и чихают — от этого спасу нет. Бывают случаи, когда люди попадают в интересные ситуации — и далеко не приятные.
Какая может быть опасность у статистов массовки? Никогда бы не догадался, если бы не… Итак, сцена, которую предстоит снимать, происходит в кинозале. 60-е годы, кинофильм (как сейчас принято говорить — триллер) с участием Катрин Денев. В зале сидят зрители, среди них заметное количество солдат (массовка изображает зрителей). Парочки целуются, обнимаются и все такое… Это — идея сцены. Что-то происходит еще, что-то играют актеры, но массовки это как бы не касается.
Для съемок статистов переодевают в костюмы 60-х годов. Девушек — вплоть до нижнего белья, их подкрашивают и причесывают в соответствии со временем. У некоторых получилось очень даже ничего, им советовали так и ехать домой (правда, они не послушались). И вот все подготовленные сидят кучкой. Ждут указаний. Подходит помощник режиссера и задает вопрос: «Вы уже выбрали, с кем будете целоваться?»
Массовка что-то прошелестела, но никаких движений. Следующий вопрос помощника режиссера: «Мне что, самому подбирать пары?» Тогда началось какое-то перемещение (не очень заметное, потому что молодежь инстинктивно перед этим разделилась, правда, без определенных намерений).
Обозначенные пары расселись в зале, начинается съемка. Перед командой «Мотор» помощник режиссера просит пары целоваться, обниматься и все такое по-настоящему. «Мотор!» И через минуту остановка и вопрос оператора: «А что, среди вас есть настоящие пары?» Оказалось, что нет! Опять призыв действовать по-настоящему. Теперь, кажется, все пошло. Снято! Все довольны!
Вот тебе и техника безопасности с «Санпросветом» вместе! Откуда мне знать, что за гадость сидит во рту моего партнера? Меня в этот день ни с кем не спаривали: на губе выступила блямба герпеса (правда, она была уже на исходе, но оставалась очень заметной). Жутко представить, если бы я был совсем здоров в тот день! (После съемок, размышляя над происшедшим, я подумал, что пара часов таких телодвижений — и вполне возможно возникновение всякого рода неожиданных поползновений и желаний. Вот так посидят вместе в массовке — а потом?!)
Еще один интересный момент: отказаться от объятий и поцелуев можно, такое право есть, его никто не отнимал. Но, с другой стороны, ты пришел работать! Правда, тебя не предупредили, что нужно будет играть полуинтимную сцену. И ты будешь прав, если не захочешь поступиться своими гигиеническими и прочими принципами (типа «Я с незнакомым на первом свидании — ни-ни!»). Но у массовки есть массовая болезнь — желание сниматься. И что, из-за такой ерунды бросить шоу-бизнес?
Но это, можно сказать, семечки. «Иди в баню после работы», как ни странно, актуально и по сей день. У меня на глазах молодожены расстались только из-за того, что супруг, умотавшись на работе (10−12 часов на ремонте машин), с порога заваливался в кровать, даже не до конца раздевшись. Так что привычка нужна: после работы — в баню. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она», — так пела няня в «Евгении Онегине». Это можно перефразировать: «Привычка свыше нам дана, залогом счастию она». Привыкнете париться после работы — дольше проживете в счастливом браке. Я уж не говорю, что руки перед едой тоже надо мыть!
P. S. Лет пятьдесят тому назад. Челябинский политехнический институт. Студенческая столовая. При входе умывальники, в которых нет воды. Рядом на стенде висит стенгазета автотракторного факультета.
На листе изображены два газировочных автомата, перед ними два студента с руками, протянутыми к трубкам, из которых вытекает газировка, и надпись (под плакат Санпросвета) «Руки мой перед едой газированной водой!». Один из студентов говорит другому: «А я сегодня с сиропом мою — мне мама денег прислала!»