Как научить ребенка выражать свои мысли?
Заставить ребенка думать, правильно формулировать свои мысли и выражать их словами невозможно. Мозг развивается, только решая поставленные перед ним задачи, обыгрывая жизненные ситуации. Мы можем подать пример, разговаривая с ребенком сложно, с использованием большого количества слов, попутно поясняя их значение. Подбирать ему книги и фильмы, окружить интересными вещами. И можем подбрасывать задачи, так же не принуждая их решать, а облекая это в форму игры, активно участвуя самим, увлекая ребенка в интересный мир слов и мысли. Несколько таких игр и хотел сегодня вам предложить. Найди одинаковое
Игра на внимательность, логику и абстрактное мышление. Берутся любые два предмета и по очереди называются их общие черты. Для начала можно брать близкие по параметрам, например, лимон и банан (оба фрукты, съедобны, желтого цвета и т. д.), а потом переходить к более сложным вариантам, не имеющим ничего, на первый взгляд, общего. Например, конфета и кружка. Их сделал человек, обе связаны с едой, поверхность покрыта краской, названия начинаются и заканчиваются на одинаковые буквы и т. п. Скажи другими словами
Русский язык очень богат и выразить одну и ту же мысль можно по-разному. Простые варианты первыми приходят в голову, но каждый новый вариант обычно сложнее предыдущего.
— Я есть хочу. — Скажи другими словами. — Когда мы будем кушать? — А еще как можно? — Сударь, когда вы соизволите пригласить нас к столу, а то уже сил нет? — Давай по-другому. — Обычно в это время мы ужинаем. Не вижу смысла нарушать эту традицию. Сочиняем историю
Для этой игры понадобятся карточки с любыми картинками. Переворачиваем карточки изображением вниз и перемешиваем, как домино. По очереди берем картинку и придумываем предложение, логически связанное с предыдущими. Предложение должно быть сложным по строению и при этом легко визуализируемым. Например, подряд выпали карточки со скамейкой, вороной, девочкой и тучей:
«В одном заросшем парке стояла в стороне от центральных дорожек старая деревянная скамейка. Давно уже никто не сидел на ней, и только ворона, живущая на могучей липе по соседству, изредка пролетала мимо. Однажды вечером в этот уголок парка забрела маленькая испуганная девочка. Как только она присела на скамейку, из-за крон деревьев появилась страшная черная туча…» Придумай предложение
Берем несколько слов и словосочетаний и пытаемся использовать их в одном предложении. Слова можно выбирать, наугад тыкая пальцем в любую книгу на случайно открытой странице или придумывая их друг для друга.
Предположим, вы выбрали «лес, стая птиц, белая береза, мальчик». Получилось: «Стая птиц, крича и нападая, прогнала мальчика от своей любимой белой березы, стоящей на опушке леса». Или: «Мальчик сидел, прислонившись спиной к стволу белой березы, и наблюдал, как над лесом кружится стая птиц». Допиши стихотворение
Придумайте друг для друга первую строку или возьмите из любого известного детского стихотворения. Уверяю, будете поражены разбушевавшейся фантазией.
«Зайку бросила хозяйка, Мы поймали негодяйку. Обливали всю из лейки И столкнули со скамейки».
«Оторвали мишке лапу, А пришили медный прут. И теперь его соседи Терминатором зовут».
Дети — продолжение нас, и хочется, чтобы ребенок пошел дальше, был лучше, умнее, успешнее. Пусть так и будет, ведь помочь ему в этом в наших силах.