Сколько веков Беловежской пуще? Празднуем 600-летие охраны древнего европейского леса

«Заповедный напев, заповедная даль, свет хрустальной зари, свет, над миром встающий…» Теперь эту песню назвали бы международным российско-белорусским проектом, но тогда, в 70-е годы, это было произведение одной большой страны — СССР. И теперь даже трудно определить, кому она принадлежит больше — России или Беларуси. С одной стороны, авторы-то русские, а с другой — этой песни нет без «Песняров»! По иронии судьбы, судьба Советского Союза также была решена в Пуще — в декабре 1991 года в резиденции Вискули были подписаны документы, в соответствии с которыми СССР прекратил свое существование. Интернациональная реликвия

Так и с Беловежской пущей. Недаром, видимо, в голосовании на право зваться одним из семи природных чудес света весной-летом 2009 года Беловежская пуща заняла пятое место в своей — лесной — категории. Она — интернациональная реликвия. Больше всего повезло польскому и белорусскому народам — древний лес находится на территории этих государств. 3 октября 2009 года на белорусской стороне национального парка празднуется 600-летие со дня установления заповедного режима, хотя правильней назвать это датой охраны пущи. Впрочем, не будем вдаваться в семантику, поговорим об этих действительно великих лесах.

Пахмутова и Добронравов были не первыми, кто воспел красоту этих лесов. В далеком 16 веке Микола Гусовский написал знаменитую поэму «Песня про зубра» по заказу Папы Римского Льва Х, который хотел знать из первых уст, что же это за легендарный край лесных могучих «волатов».

Папа скончался во время эпидемии чумы, и произведение просветителя Беларуси могло быть безвозвратно утеряно, если бы не меценатка, княгиня Бона Сфорца. Позже, когда пуща была в составе Царской России, здесь проходили большие царские охоты. Увы, от пущанского замка русских царей ничего не осталось. Но сохранились фрагменты Великого королевского тракта, включенного в туристический маршрут. Туризм

Мне повезло — я живу в часе езды от старейшего леса Европы. Тем не менее бываю здесь не часто. Да и исходить всю пущу нереально. В детстве нас водили только в Музей природы и к вольерам — посмотреть на легендарных пущанских зубров. Тогда я не знала, что пуща — огромная, бескрайняя, и есть в ней места, куда можно попасть только в исключительных случаях — исследователям, ученым.

Но самое интересное: к Вискулям ведет отличная дорога, построенная на месте узкоколейки, которую оборудовали немцы в оккупацию. И теперь по этой узенькой дороге сотни юных туристов отправляются в Резиденцию белорусского Деда Мороза. Его настоящее имя не разглашается, чтобы подольше сохранить сказку. Кстати, рядом с резиденцией часто можно встретить вольные зубриные стада, которые приходят зимой в эти места на прокорм.

А летом, когда о морозе думать не хочется (хотя наш новогодний дед «дежурит» и летом, сменив только одежду на легкую тунику), можно устроить отличный велосипедный маршрут разного уровня сложности. Экотуризм в Беларуси входит в моду, а где еще отдыхать с пользой для себя и природы, как не в Пуще? Между прошлым и будущим

Место действительно уникальное. По стечению каких-то невероятных обстоятельств, пущанский климат характеризуется самой короткой и теплой зимой. Я в это поверила, когда в начале декабря встретила здесь живую, но очень продрогшую бабочку. Здесь находится самая высокая ель в Европе, вокруг которой детишки водят новогодние хороводы. А изображение пущанского озера Лядского используется для релаксации космонавтов в космосе. Пуща — она ведь для всех.

Беловежский зубр… Этот символ дремучих пущанских лесов. В начале ХХ века он был полностью истреблен в этих лесах. И только благодаря людям, которые завезли сюда новых животных из других заповедников, могучий зверь до сих пор царствует в пуще.

К сожалению, сегодня хозяйственная деятельность в национальном парке вызывает особые опасения у экологов мира — вырубка леса идет слишком интенсивно и не всегда обдуманно. Человек, который когда-то дал беловежским зубрам новую жизнь, сейчас стал личным врагом — в пуще орудуют браконьеры. Поймать их практически нереально. Ведь убегая от преследования, они выбрасывают отстреленные туши из машины. Такая вот циничная охота ради охоты.

И все же заповедный лес жив и скрывает еще немало тайн. Нужно просто их разгадать.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: