Резать, рвать или кусать? (НОТ в действии)
— Акуля, что шьешь не оттуля? — А я, матушка, еще пороть буду!
Известно, что простые вещи находят свое изящное решение через долгий промежуток времени. То же самое и здесь.
О чем речь? Не о мясе, нет. Будем говорить о нитках.
Знакомая картинка: портниха во время примерки делает наметку и откусывает нитку? Конечно, скажете вы. Сто раз это видела. Или видел. Это привычно — что портной (портниха) откусывает нитку. Мало кто знает, что у пролетариев швейного цеха от этого движения (откусывания) на передних резцах может образоваться щербатина. Некрасиво. Чревато потерей зуба. Да и не очень гигиенично — все-таки слюна из чужого рта на вашем платье (даже в микроскопических количествах).
Есть еще одно портновское движение: разрыв нитки после окончания какой-либо швейной операции (или перехода, если выражаться по терминологии технологов). После этого нитку, для того чтобы ввести в иглу, суют в рот, намусливают, скручивают, потом скрученный хвостик долго пытаются завести в игольное ушко. Уф! Наконец-то! Удалось! А если нитки со специальной скруткой — вряд ли вы сможете привести ее в приемлемый для игольного ушка вид! Все волокна торчат в разные стороны!
И наконец, изготовление узла на нитке, вставленной в иглу. Как правило, при наметке это не требуется, делают на одном месте несколько стежков. Но если вы пришиваете пуговицы, то узел неизбежен. Для изготовления узла намусливается палец, нитка обкручивается вокруг пальца, затем скрутка стягивается вниз — узел готов. Опять в работе язык, на нитке — слюна, во рту — грязь, микробы и прочая гадость!
Можно и плюнуть! Не на работу, на палец! Но тогда брызги вокруг, опять зараза вокруг вас!
Что делать, отказаться от работы? Отдать другому? Нанять работника?
Отказаться — нельзя. Другой — не соглашается. Нанять работника — да где ж его взять за те деньги, которые вы ему можете платить (а может быть, что вам нечем платить)?
Что остается? Делать самому. Но это же невозможно: медленно, негигиенично, монотонно. Противно, наконец!
Для того, чтобы сгладить (не избавиться совсем, а именно сгладить) неприятные ощущения от такой работы мы должны напрячь — что? Правильно, мозговые извилины! (Но не настолько, чтобы они выпрямились совсем, упаси Бог!)
Итак, думаем, что можно сделать?
Прежде всего, определим объем работы. В нашем случае (вероятно, довольно типичном) нам надо пришить к полотну 1000 жемчужин. Зачем — секрет, тайна за семью печатями. Известно, что меньше — нельзя.
Когда это надо? Лучше бы — чтоб было готово вчера (ну, как всегда!), но хорошо бы — как можно быстрее.
Замечу кстати, что этот вопрос — скорость изготовления — далеко не праздный. Если дело пойдет успешно, надо будет действительно кого-то нанимать и назначать расценки и нормы времени, т. е. закладывать технологию производства. Затраты живого труда должны быть минимальны — обязательное условие процветания фирмы.
Можно привлечь специалистов — технологов швейного производства, но… Где их взять для выполнения именно этой, очень узкой задачи. И потом — им тоже надо платить. А пока что ваша компания сидит на кухне и ест ржаные сухари в предвкушении лучшего будущего.
Вот здесь и может пригодиться нечто под названием НОТ — научная организация труда (в другой интертрепации — нормальная организация труда).
В примитивном понимании научная организация труда — это сокращение перемещений скотовода по коровнику. Почему именно так? Потому что в классических произведениях на эту тему рассказывают байку о том, как один пастух (!) или скотовод (!) задумался (!) о том, почему он так тяжело работает, а отдачи — в смысле прибыли — у него все время не хватает. Он пригласил к себе консультанта (!), который после изучения перемещений этого бедолаги по его владениям посоветовал поставить вилы в другой угол, лопату переместить из того места в это, еще несколько мелких замечаний — и довольный скотовод (или пастух) начал получать гораздо больше того, что было раньше!
Так вот, смех смехом, но в этой байке есть несколько здоровых идей.
Первая — как можно меньше движений. Вторая — как можно меньше усилий. Третья — смотрите на свою технологию посторонним взглядом.
(Кстати, в моей практике был случай, когда изменения в перемещении документов привели к сокращению количества персонала — уволили за ненадобностью двух человек).
Но, как говорил Мопассан, ближе к телу. То есть, к шитью.
Что надо сделать сначала? Правильно, подобрать иглу, соответствующую вашей ткани, жемчужинам и пальцам. Ткани — чтобы игла легко входила в ткань (т. е. надо определить наилучшую толщину иглы). Жемчужинам — чтобы игла свободно проходила в отверстие. Пальцам — чтобы вы могли без особых усилий держать иглу во время операций.
Следующий переход — выбор нитки. Если нет выбора — все очень просто. Если есть — нитка нужна как можно более прочная, во всяком случае — не гнилая. Лучше выбрать нитку потоньше. Скрутка нитки — что есть, это не очень важно.
Теперь надо проверить соответствие игольного ушка и нитки. Если нитка, обрезанная ножницами, свободно входит в игольное ушко — это то, что надо. Это — одно из основных условий.
Далее — организация вашего рабочего места. Вы должны сидеть удобно, не сгибаясь над рабочим местом. Освещение должно быть достаточным.
Оснастка — ножницы, влажная губка.
Расположение всех принадлежностей должно быть таким, чтобы затраты времени на ваши движения были минимальными. Например, после пришивания жемчужины вам надо обрезать нитку, ввести обрезанную нитку в иглу (не мочить и не скручивать!), намочить пальцы для скрутки нитки, скрутить обрезанный конец в узел, затем взять новую жемчужину. Ножницы и влажную губку можно расположить так, чтобы после обрезки нитки можно было по пути намочить пальцы, затем взять влажными пальцами обрезанный конец нитки и скрутить узел. Желательно обеспечить разнообразие перемещений (принудительное!), чтобы во время работы в движении находилось как можно больше групп мышц.
И вот если все это собрать вместе — получится нормально организованное рабочее место с нормальным технологическим процессом. А теперь перед вами — плод вашего труда: 1000 пришитых жемчужин!
А повторить — слабо?!