Визит учительницы, или Как усмирить непослушного ученика?

Это было в дни моей первой практики, когда я, будучи студенткой 3 курса педагогического вуза, проводила уроки русского языка в казахской школе им. 1 мая.

Мне достался 7 класс, где было 38 учеников. Волновалась очень, но дети меня встретили приветливо, и я быстро с ними познакомилась. Ученики, в основном, были городские и на русском языке хорошо отвечали. Первый урок-беседа с наглядными пособиями и диафильмом прошел на «ура». Я была довольна сама собой и своими учениками.

На следующий день прихожу на урок, дети, как и положено, дружно встали в приветствии, сели, но чувствую какую-то настороженность… Оглядываюсь назад и вижу мелом разрисованную доску рожицами всяких размеров. Спрашиваю дежурного, в чём же дело? Тот встал и опустил голову, но с места не сдвинулся, искоса глядя куда-то в сторону.

— Тогда пусть сотрёт с доски тот, кто это нарисовал! — стараясь удержать строгость в голосе, сказала я. Но весь класс молчал.

— Нарисовать хватило смелости, а как признаться — так в кусты, — начала было я раздражённо.

— Это я нарисовал, — заявил с места симпатичный мальчишка и развязной походкой пошёл стирать свои художества.

— Как тебя зовут?

— Резван, — гордо ответил мальчик, и по его облику я поняла, что он по нации чеченец.

— Резван, ты нарисовал очень красиво, но ты же знаешь, что доска к уроку должна быть чистой. Если любишь рисовать, то рисуй в альбоме для рисования. А так смотри, сколько ты времени отнял…

— Он всегда так делает! — выкрикнул было кто-то из-за парты, но увидев увесистый кулак Резвана, быстро осёкся.

— Садись на своё место, Резван, и чтобы такое больше не повторялось, — спокойно сказала я с надеждой, что так оно и будет.

Урок, несмотря на «лирическое» отступление, прошёл интересно. Сам этот Резван оказался очень смышленым мальчиком, но, стараясь опередить других, выкрикивал с места, создавая сумятицу. Было видно, что он в классе «лидер» и пользовался этой властью. Да, ещё хотела пояснить: наш Казахстан — многонациональная республика, и здешние чеченцы хорошо говорят на казахском языке и зачастую отдают своих детей учиться в казахские школы.

Следующая неделя прошла в том же духе… Резван каждый раз рисовал во время перемены на доске разные рисунки и сам же в начале урока стирал, но времени на это отнимал немало. Я уже была на грани срыва… И решила всё рассказать его классному руководителю, может, она подскажет, как мне быть.

— А Вы сходите к нему домой, к его родителям, но боюсь, что от этого будет мало толку. Я с ним уже два года мучаюсь, и после каждого моего визита к его родителям он ещё хуже становится, — сказала мне она.

Недолго думая, найдя в журнале нужный мне адрес, в ближайшее же воскресенье я отправилась к родителям Резвана. «Ну, теперь ты у меня попляшешь! Все твои проделки расскажу!» — так думая про себя, шла я на предстоящую встречу.

Его дом оказался недалеко от школы, на следующей улице. На звонок мне открыл дверь парнишка лет восемнадцати:

— Вы к кому пришли? — спрашивает.

— Да вот, я прохожу практику в классе, где Резван учится, и хотела бы с его родителями познакомиться.

— Опять он что-то натворил?! — вводя меня во двор, сходу закричал он и, увидев подходящего Резвана, крепко схватил его за ухо.

— Кто, кто??? Опять из школы пришли? — заревел не своим голосом мужчина средних лет, скорее всего — отец. — Да я знаешь, что сейчас с тобой сделаю!

Он уже было замахнулся на вдруг сникшего Резвана, злобно глядевшего на меня исподлобья.

— Что за шум?! — послышался старческий голос из глубины сада, и увидев меня: — А, учительница пришла жаловаться!

— Нет-нет-нет, — быстро затараторила я… — Я пришла просто познакомиться с родителями Резвана и рассказать о нём много хорошего!

Все замолкли и недоверчиво с интересом стали разглядывать меня…

— Пожалуйста, заходите в дом, послушаем, что Вы нам про него такое расскажете, — немного присмирев, предложил отец.

И едва усевшись на поданный мне стул, я начала с жаром рассказывать о том, какой же их Резван самый активный в классе, и на все вопросы-то отвечает, и т. д. и т. п. …А самое главное, что он очень красиво рисует… И я бы посоветовала ему поступить в художественную школу, которая находится в районе площади.

Мой несчастный Резван, уже немного осмелев, поднял свою опущенную голову и с удивлением слушал мою тираду. Глаза его заблестели, и я в них увидала какую-то скрытую незащищенность и глубокую признательность одновременно…

— Собственно, я именно из-за этого-то и пришла к Вам, — уже тише закончила я.

Столпившиеся родственники немного поутихли, видно, первый внезапный гнев прошёл…

— А мы и не знали, что он рисует. Вы у него, наверное, рисование преподаёте, — озадаченно пролепетал отец уже потеплевшим голосом…

— Мы подумаем и решим! Спасибо, что подсказали! — сказал дедушка и игриво потрепал непослушный чуб своего внука.

— Садитесь к столу, попейте с нами чай, — вежливо предложила миловидная женщина, вероятно, мама Резвана, незаметно вышедшая к нам из смежной комнаты.

— Спасибо, мне некогда, — отломив кусочек от лепёшки, заторопилась я к выходу.

И только выйдя из дома, я разглядела их чисто выметенный и политый водой ухоженный двор, аккуратно подвязанные лозы винограда. На сердце была какая-то свобода, легкость и радость одновременно.

— Спасибо Вам! — тихо сказал проводивший меня до калитки Резван.

Не буду рассказывать, как резко, буквально — прямо на глазах, изменился мой строптивый ученик, но сама запомнила на всю жизнь, что похвала иногда бывает нужна в определенных обстоятельствах. В каждом человеке, если постараться, всегда можно отыскать хорошее.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: