Манипулятор в каждом из нас

Итак, практически каждый слышит и/или употребляет слово «манипуляция». Даже, отдыхая в каком-нибудь тихом уютном местечке, можно услышать в разговоре за столом «ну, это он тобой манипулирует!» или «да она просто манипулятор!», или «это манипуляция, поверь мне!»

Так что же такое манипуляция и откуда она берется?

Существует несколько психологических определений манипуляции, у каждого автора, изучавшего данный феномен, сложилось свое представление. Манипуляция – побуждение поведения посредством обмана (Рудинов Дж), скрытое принуждение (Шиллер Г.), управление и контроль, эксплуатация другого (Шостром Э.), отношение к другому как к средству, объекту, орудию (Сагатовский В. Н.)

Каждый может выбрать для себя наиболее импонирующее определение манипуляции. В моем понятии, в большей степени отражает сущность манипуляции следующее определение: манипуляция — это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

Ничто в мире не бывает без причины и не появляется вдруг, просто так. Откуда же берет свои истоки манипуляция? Итак, понятие «манипуляция» возникло тогда, когда появились люди, способные хитрить, убеждать, лгать.

Еще из древних мифов известно, что способность к хитрости и уловкам была сопряжена с умом и владением совершенными навыками. Очевидно, что мифы и сказки, не только характеризуется благосклонным отношением к уловкам и хитростям, но даже возводят их в ранг поощряемых действий. Часто упор идет на то, что манипуляция предпочтительнее, чем физическая расправа или прямое принуждение. Однако не стоит забывать, что главная ценность манипуляции – победа, тот самый выигрыш, ради которого, эта манипуляция применяется. И то, что мы сейчас видим в жизни, это уже не упражнение в хитрости и ловкости, а получение выгоды посредством манипуляции. Причем, не только в обществе как таковом, но и в контексте близких взаимоотношений (дружеских, брачно-семейных).

Однако, специалисты психолого-педагогических отраслей знаний, отмечают, что еще с младенчества у человека наблюдается готовность к манипулированию. Во-первых, это сладкий опыт управления взрослыми, приобретаемый в весьма раннем возрасте. Плач младенца как просьба о помощи — один из самых ярких примеров таких средств управления. И чем чаще родители реагируют на плач ребенка, и удовлетворяет его нужды, тем скорее первый громкий крик заменяется специфическим покрикиванием, этаким криком-требованием. В результате такой простой ситуации, возникает совсем не простая смысловая фиксация определенного типа отношений с другими людьми, что станет мощным эмоциональным обоснованием пассивной манипуляции. А пассивный манипулятор (который подчеркивает свою слабость и неспособность управлять) оказывается более эффективным в манипулировании, чем активный. Во-вторых, это потребность внести определенность и стабильность в окружающий мир, в частности, сделать стабильным и предсказуемым поведение окружающих. Угрожающая неопределенность мира предъявляет требования не только к способности ребенка прогнозировать, но и к его умению этот мир структурировать. А учится ребенок в первую очередь у своих родителей. Сначала взрослые воздействуют на ребенка, затем он эти же приемы использует для воздействия на других, а затем и для воздействия на себя, как на другого (Л. С. Выготский). В ходе чего, изобретаются уже собственные способы манипуляции.

Таким образом, очевидно, что манипуляторами не рождаются, этому искусству постепенно учатся, т.е. ребенок учится манипулировать для получения желаемого. Самое интересное, что манипуляции человек зачастую обучается абсолютно бессознательно. Просто вдруг ребенку приходит осознание, что чем громче он плачет, тем быстрее получит от родителей то, что требует. Значит, каждый из нас - манипулятор с самого детства и другой вопрос уже в том, в каких целях мы используем свои способности к манипуляции. Источник © 2009 Блог женщины психологаАвтор Светлана



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: