Дамы и трубадуры
Примерно в 12 в. Зарождается поэзия провансальских трубадуров, за которыми последовали рыцарские романы бретонского цикла и итальянская лирика «нового сладостного стиля»; во всех этих текстах складывается образ женщины как предмета целомудренной и возвышенной любви, женщины желанной и недосягаемой.
Толкований этому много, приведем самые распространенные:
- В подобных отношениях выражалась вассальная преданность: сеньор, занятый ратными подвигами крестовых походов, отсутствует, и преданность трубадура ( а он всегда рыцарь) переносится на даму, обожаемую и почитаемую одновременно; поэт становится ей вассалом, слугой и платонически соблазняет ее своими песнями. Дама принимает на себя роль, ранее принадлежащую сеньору, но верность сеньору делает её неприкосновенной.
- Трубадуры вдохновлялись катарской ересью и почерпнули из нее презрительное отношение к плоти.
- Влияние на трубадуров арабской мистической поэзии.
- В 20 в. Возникло множество фрейдиских толкований скрытых терзаний куртуазной любви, где женщина была желаема и отвергаема одновременно из-за того, что воспринималась как воплощение материнского начала, или же рыцарь нарциссически влюблялся в даме в собственное отражение.
Я же придерживаюсь того что в эпоху феодализма и грубости куртуазная лирика отразила облагораживание нравов.
При написании статьи использованы материалы книги Умберто Эко «История красоты», книгу можно приобрести в книжном интернет-магазине «Мадини - эксклюзивные книги».
Книжный магазин "Мадини - эксклюзивные книги"