В ритме какой музыки бьется ваше сердце?
Как в какофонии современной жизни настроить себя на нужный лад, привести в гармонию личные отношения, найти ту единственную мелодию, неповторимую, нежную, ласковую, с которой не расстанешься никогда? Первая встреча с полюбившейся музыкой сродни с первой любовью. Не правда ли?
Еще в детстве, когда мы пытаемся сориентироваться в многообразии выбора жизненного пути, наши родители вольно и невольно приобщают нас к прекрасному. Никому не хочется иметь потомство, обделенное богатством, которое человечество творит на протяжении своего существования, дабы скрасить свое пребывание на планете. Но так ли важно, какие нам читают книги, иллюстрированные чаще взрослыми, уже сформированными в духовном плане, или какую музыку и песни нам напевают, наигрывают или предлагают послушать.
В какой-то момент стало модно предлагать беременным слушать классическую музыку, вроде она благотворно влияет на развитие плода в утробе матери, а потом отдавать детей в музыкальные школы или нанимать учителей на дом. В позапрошлом веке овладение музыкальным инструментом считалось обязательным для развития полноценной личности. В наше время музыка звучит повсеместно, в магазинах, палатках, телевизионных и радиоканалах, концертных площадках, дискотеках, клубах, кафе и ресторанах. На любой вкус или безвкусицу? Второе, однозначно.
В моей семье, с моего рождения, отец играл на семиструнной гитаре. В его репертуар входили различные мелодии и песни, которые я до сих пор с удовольствием слушал бы часто, если бы хватало времени. Дома, когда собирались гости, все вместе пели любимые песни. Было всегда весело. Мама с института собирала любимые пластинки, пела в институтском хоре и танцевала там же. Когда я был маленьким, она научила меня петь на два голоса народные и эстрадные песни. А на гитаре я подбирал понравившиеся мелодии сначала на одной струне, а потом стал профессиональным музыкантом. Но это потом.
Когда мне было всего семь или восемь лет, я по сто раз слушал «Girl» группы «The Beatles» из сборника, выпущенного в 67 или 68 году, точно не помню, «Мелодией», испортив не одну иглу проигрывателя. Еще не зная, кто это и кем они станут для меня в будущем.
Затем, уже без всякого участия родителей в формировании музыкального вкуса, моим наставником стали всевозможные зарубежные радиостанции. Польская знакомила с классикой и новинками джаза. Би-би-си — с Севой Новгородцевым, с рок-музыкой, «Голос Америки» — с различными стилями популярной эстрадной музыки, а африканцы из учетно-кредитного техникума, в котором они у нас учились, — с Бобом Марли и «диско». С классикой меня познакомило наше радио, я часами напролет прильнув к радиоприемнику прослушивал огромное количество шедевров классической музыки. Мне было тогда 13−15 лет.
На магнитофонной приставке, которая стоила тогда 90 рублей, купленной из сэкономленных на школьных завтраках денег, выигранных в трясучку на переменках и от проданной жевательной резинки по спекулятивным ценам, которую привезла из Германии двоюродная сестра, слушал перезаписанных помногу раз «Роллингов», «Slade», «Led Zeppelin», «Pink Floyd», «Black Sabbath», «Nazareth», «Queen», «Sweet» и многих других. Чаще плохого качества и не понятно о чем. С пятого класса изучал немецкий, но впоследствии самостоятельно выучил английский из желания понять, о чем поют.
Уже в старших классах, когда участвовал в разных группах и покупал у фарцы диски, привезенные из загранкомандировок моряками и различными служащими, познакомился с качеством звучания вышеозначенных ансамблей. В институте, живя в общежитии в одной комнате с кубинцем, познакомился с латиноамериканской музыкой, часто проводил время на репетициях студенческой кубинской группы. На дискотеках, которые проводили венгры, немцы, поляки и африканцы, всегда можно было услышать последние новинки эстрадной музыки и научиться модным в то время в Европе танцам. Круг друзей, таким образом, формировался не из тех, кто чем занимался и увлекался, а из тех, кто слушал такую же музыку. В 13 лет у меня появилась собственная гитара, подаренная на день рождения. Научившись минимуму аккордов, стал сочинять свои песни, некоторые из которых исполнял уже в зрелом возрасте на стадионах Союза.
Особое место в формировании моего музыкального вкуса, хотелось бы отвести духовной музыке. Так, в период обучения в музыкальном училище по классу вокала, почти четыре года пел в хоре Афанасьевской церкви. Соприкосновение с творением русских композиторов имело для меня неизгладимое впечатление. Особая, очень близкая по духу, гармония хоровых партий и мелодика сольных, в атмосфере церковной службы и атрибутов, создавала некую ауру сопричастности с божественным.
Многое из произведений советских композиторов, таких, как Исаак Дунаевский, Дмитрий Шостакович, Василий Соловьев-Седой и некоторых других, достойно пристального всеобщего внимания и в наше время. А профессионализму известных исполнителей классических, народных и эстрадных произведений, таких, как Иван Козловский, Сергей Лемешев, Марк Бернес, Леонид Утесов, Анна Герман, Клавдия Шульженко и немногих других, стоило бы поучиться современным или хотя бы послушать их.
У меня две взрослеющие дочери, но свой музыкальный опыт передать не получилось. Слишком сильно засилье однодневок, которые в наше время способны уничтожить любой, начинающий формироваться музыкальный вкус. Всего стало много. Доступность и полная коммерциализация. Слушают в большинстве не то, что достойно внимания, а то, что модно в настоящий момент. Недавно я познакомил младшую дочь, с помощью Интернета, с некоторыми композициями любимых групп из своего детства и молодости. На нее это произвело довольно сильное впечатление, но ненадолго.
К сожалению, прослушав все, что мне когда-то нравилось, и не найдя пристрастий и новшеств в теперешней «современной» музыке, постепенно для меня наступила полоса разочарования. Сейчас я почти ничего не слушаю. Разве что иногда мурлычу под нос какую-нибудь навязавшуюся мелодию.
Что касается нашей эстрады, которая слишком долго демонстрировала одних и тех же исполнителей, сначала из политических соображений и пристрастий властных особ с полным отсутствием вкуса, а потом из-за диктата «авторитарных» личностей на той же эстраде, могу сказать, что такое состояние дел привело нашу страну в изоляцию от всего мира. Навязывание дурного, примитивного вкуса и жалкое копирование зарубежной эстрады, отсутствие должного внимания госструктур к обеспечению материальной базой начинающих музыкантов и запретительных мер сделало нашу эстрадную музыку абсолютно не конкурентоспособной в мире. В советские времена от нашей страны выступали лишь народные коллективы. Какой фурор произвели «Песняры» с гастролями по США, но опять же для нас, а не для них. Да и сейчас наших исполнителей за рубежом слушают лишь эмигранты и «временно» отсутствующие.
Можно, конечно, порадоваться успеху наших артистов на конкурсе Евровидения, как и сборной по футболу на чемпионате мира, но это всего лишь случайность, а закономерность — в разочаровании. Бесспорно, достижениями в исполнении классической музыки, как и балете, мы обязаны наследию замечательной школы и педагогов. Эти направления не подвластны времени, как и профессионализм исполнителей.
Вряд ли кто-то будет слушать наших современных эстрадных исполнителей через 50−100 лет. Наша эстрада существует за счет десятка композиторов и поэтов, пишущих песни для большинства коллективов на протяжении многих лет, они же и продвигают свое творчество. Остальные не то что подвиньтесь, уберитесь с дороги, пока вам не накостыляли маститые. Авторитарность общественных отношений еще долго будет иметь место в нашей стране.
Милости просим на концерт ваших любимых, заезженных и запруженных на телевидении и радио артистов. Желаю получить максимум удовольствия.