Новые правила расчета ОСАГО. Цена зависит даже от вашей профессии

Страховые компания начали использовать в расчетах автогражданки «иные» факторы — на цену полиса теперь влияют не только возраст, стаж и аварийность водителя, но также пол, профессия, цвет машины, ее кузов и марка

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Читайте также



Статьи
4 января

Как получить права в 2021 году: все изменения

Новости
13 января

Датчики Tesla обнаружили невидимого человека на кладбище. Видео

Новости
10 января

Власти объяснили, каким водителям не нужно проходить техосмотр

Статьи
15 января

«Это будет болезненно». Водителям рассказали о новой системе техосмотра

C августа 2020 года в России действуют новые правила расчета стоимости полисов ОСАГО. Речь идет о так называемом коэффициенте страховщика, который представляет собой не что иное, как технологии и критерии расчета полисов каско. В списке есть такие пункты как, например, пол, профессия, цвет машины, бренд и многое другое. Autonews.ru пообщался со страховщиками и выяснил, для каких водителей полис ОСАГО будет стоить дороже.

Очень индивидуальный тариф

Сегодня страховщики могут назначать тариф для каждого автовладельца персонально в рамках установленных значений: от 2471 до 5436 рублей. Разброс существенный, учитывая, что выбранная ставка умножается на коэффициенты, а их список расширился. Если раньше при установки базовой ставки компания ориентировалась только на категорию и назначение автомобиля в привязке к территории, а также на стаж, возраст и аварийность водителя, то теперь факторов, которые могут повлиять на тариф, стало гораздо больше. И у каждой компании они могут быть разные — где-то их 19, а где-то и все 60. По закону каждый страховщик должен опубликовать полный список на своем сайте.



Статьи
5 января

ОСАГО в 2021 году: к чему готовиться водителям



Статьи
22 октября 2020

Выплат по ОСАГО может и не быть. Страховщики пригрозили крайними мерами

Центробанк, как регулятор, установил факторы, которые страховщики не могут использовать для расчета тарифа. К ним относятся национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание и должностное положение. Однако в этот список не вошли ни сфера деятельности, ни пол страхователя — ориентироваться на эти данные при расчетах страховым компаниям можно. Однако в ЦБ сразу предупредили, что если в процессе работы новых правил заметят, что страховые компании применяют бездоказательные факторы убыточности, то запретный список расширится.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Страховщики могут индивидуально назначать базовую ставку в каждом договоре на свое усмотрение в пределах тарифного коридора в зависимости от рисковых факторов. Это подтвердил заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

«Мы только недавно перешли на индивидуальную тарификацию, и сейчас рынок перестраивается на новые условия, поэтому говорить о том, что будет дальше с базовым тарифом, пока еще рано», — объяснил Иванов.

Компания «Росгосстрах» тоже начала переход к индивидуальному ценообразованию и учету индивидуальных факторов. «Перечень факторов, влияющих на цену ОСАГО, который мы теперь учитываем, доступен на нашем сайте. Мы ожидаем дальнейшую индивидуализацию ценообразования, которое будет зависеть в том числе и от конкуренции страховщиков за безубыточных клиентов», — пояснили Autonews.ru в пресс-службе компании.

Математическая модель по примеру каско

Индивидуальные тарифы в первую очередь отразились на злостных нарушителях ПДД. В перечень факторов, которые влияют на тарифы, внесли серьезные нарушения: проезд на красный свет, превышение скорости более чем на 60 км/ч, выезд на полосу встречного движения, а также управление автомобилем в нетрезвом виде. По данным РСА, это не более 15% страхователей по всей стране. Страховщики также уверяют, что больше 70% водителей, благодаря индивидуализации, уже получили скидки. 

«Общее количество факторов достаточно большое, и, помимо характеристик самого клиента, учитывает и особенности транспортного средства, географию поездок и многие другие данные. Борьба за хороших клиентов на рынке только начинается. С другой стороны, есть системное повышение цен на запчасти, связанное с ростом курса. Но, скорее, мы ожидаем дальнейшее планомерное снижение тарифов, потому что доля хороших и добросовестных клиентов на нашем рынке преобладает», — рассказал Autonews.ru руководитель управления по работе с данными и бизнес-аналитике «АльфаСтрахование» Павел Нефедов.

Фото: Global Look Press

В компании «РЕСО-Гарантия» также не смогли выделить конкретный сегмент водителей с самыми низкими тарифами, сославшись на расчеты математической модели, которая «зашита» в систему.

«Она опирается на множество риск-факторов. Мы используем все факторы для оценки степени риска, в совокупности их более 60. Например, индивидуальные характеристики транспортного средства — это не один фактор, а множество, в том числе тип кузова, мощность, цвет и так далее», — объяснил заместитель генерального директора Игорь Иванов.

Манеру вождения тоже учтут

Страховые компании не смогли выделить сегмент водителей с самыми дорогими и дешевыми тарифами, но мы подробно изучили сайты компаний и все факторы, на которые они опираются, чтобы составить портрет самого желанного и самого неприятного клиента по ОСАГО.

Согласно списку «иных факторов» на сайте «РЕСО-Гарантия», на формирование базового тарифа среди прочего влияют и пол, и сфера деятельности, и место жительства, и характеристики автомобиля. Причем последний пункт может включать в себя абсолютно любые данные о машине.

В списке факторов от «Росгосстраха» 19 позиций, среди которых есть тип кузова, количество пассажирских мест, данные о регионе и изготовителе. Есть в этом списке и данные обо всех регистрационных действиях автомобиля, семейное положение всех допущенных к управлению, а также данные о манере вождения. И на этом страховщики не остановятся. Дальнейшее развитие индивидуализации тарифа перейдет в цифру. Такое мнение в беседе с Autonews.ru высказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

«Будут появляться новые коэффициенты цифровой эпохи. Например, страховые компании уже могут считывать ускорения автомобиля через свое мобильное приложение. Сейчас в основном используется опыт по каско, но появятся и новые цифровые вещи, о которых мы сейчас можем даже не догадываться. Сейчас у компании может быть высокий коэффициент за хэтчбек, но пониженный коэффициент за мужской пол, черную машину и наличие семьи. И цена полиса не изменится. У другой компании для женщин может быть повышенный коэффициент, но совокупно с другими факторами по кузову и цвету, тариф тоже не повысится. Давать оценку очень тяжело, потому что факторов много. И все компании складывают их по-разному. И пока мы не видим скачков в цене из-за них», — пояснил Уфимцев.

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

Страховая компания при учете «иных факторов» оценивает потенциальный риск аварии. То есть, по статистике красная машина чаще попадает в ДТП, поэтому этот цвет попадает в категорию аварийных. И уже сейчас можно предположить, что женатый учитель на белом минивэне заплатит за ОСАГО меньше, чем одинокая девушка на красном купе, даже если у них одинаковый рейтинг аварийности.